В некоторых городах на пять тысяч человек населения приходится один риэлтор. Естественно, что разобраться в том, кто из них профессионал, а кто случайный человек, способный причинить вред, очень трудно. Приведем несколько рекомендаций по подбору агентств.
Срок работы агентства. Это не самый принципиальный параметр. Часто новые фирмы открываются опытными риэлторами. Но в этом случае надо прояснить вопрос с опытом сотрудников. Если агентство молодое и сотрудники сплошь и рядом начинающие, то не стоит с ним связываться.
Рекомендации. В обязательном порядке поинтересуйтесь, готовы ли риэлторы вывести Вас на своих прошлых клиентов, которые бы их Вам порекомендовали. Ещё лучше, когда кто-то из знакомых имел положительный опыт работы с данным риэлтором или агентством.
Членство в региональных организациях риэлторов. Для Челябинска это Региональная гильдия риэлторов «Южный Урал». Опять же, само по себе такое членство мало, что значит, кроме того, что гильдия требует соблюдения определенных стандартов и этики. Но всё равно, в дополнение к остальным плюсам, это тоже кое-что дает.
Страховка ответственности. Серьезные агентства страхуют свою ответственность перед клиентом. Если клиент по вине агентства потерял деньги, то страховая компания их возмещает. Это очень серьезный фактор, несерьезные и мелкие фирмы такую страховку «не тянут» и в общении с клиентами всячески пытаются принизить её значение.
Уровень организации. В агентстве есть не только риэлторы. Должен быть некий менеджер или руководитель среднего звена, который курирует все пока не проданные объекты, может быть юрист или аналитик рынка в штате. В больших структурах есть кредитные специалисты, специалисты по показам квартир, иногда отдельные подразделения для работы на вторичном рынке и по новостройкам. Есть в электронном виде база «своих» квартир и тех, которые стоят на продаже в городе. Роскошный офис – не всегда является показателем, именно организованность важна для успеха.
Обучение. Не стесняйтесь спросить, где обучаются риэлторы. Если Вам не объяснили ничего внятно или отделались общими фразами, то, скорее всего профессионализм персонала хромает. Серьезные агентства или сами учат своих сотрудников, или прибегают к помощи сторонних учебных центров, но в любом случае, на вопрос: «где учите?» Вам должны ответить однозначно.
Изучите вывешенные грамоты, книгу отзывов, убедитесь, что копии регистрационных документов вывешены на доступном месте – серьезным структурам нечего скрывать, и есть что показать.
Убедитесь, что в договоре с агентством нет «белых пятен» - все цены, сроки и величина комиссионных агентства указаны, ответственность сторон прописана четко и внятно.
Помните, что отзывы в интернете часто фальсифицированы. Будьте осторожнее с ними.
Начав сотрудничество с агентством, не стесняйтесь его проверять. Звоните в выходные, проситесь на просмотр, задавайте неприятные вопросы по цене, пробуйте выдавить из риэлтора обещание снизить цену на необоснованно большую величину и т.д. Если видите, что риэлтор несерьезно относится продаже Вашей квартиры, ленится показывать её, расставайтесь с ним немедленно – время дорого.
И последнее. Помните, что профессионалы не только не пообещают Вам ничего несбыточного (а иногда и расколотят Ваши иллюзии в пух и прах), но и всегда обоснуют своей мнение статистикой, фактами, ценами реальных сделок и т.д. И не в общих чертах, а конкретно, с отсылками к конкретным квартирам, случаям и данным.
Надеемся, что эти рекомендации помогут Вам сделать правильный выбор.